http://www.gilbo.ru/index.php?page=psy&art=3342
Нанотехнологии - на службу обществу
Дальнейший прогресс производительных сил немыслим без нанотехнологий – технологий, позволяющих работать с веществом на молекулярном и атомном уровне. Но освоение нанотехнологий может принести человечеству не только огромные возможности, не только материальное изобилие, но и социальную катастрофу. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся – в руках всего народа или его правящей элиты. О возможностях и опасностях на пути прогресса в области нанотехнологий; о том, как ими овладеть в интересах всего народа и что для этого уже сделано в России, беседуют администратор проекта "2084" Игорь Герасимов и руководитель группы компаний Nanotechnology News Network, председатель Молодежного Научного Общества Александр Оликевич.
– Что представляют собой нанотехнологии? Какую роль в развитии производства и общественных отношений они могут сыграть?
– В работе Сократа Платонова «После коммунизма» утверждается, что в будущем человек сможет создать себе «искусственную природу», по отношению к которой будет выступать как «собиратель», то есть получать все необходимые для своей жизни предметы без всяких посредников в виде средств производства в нынешнем виде. Это не что иное как нанотехнологии, полная автоматизация производства. Нанотехнологии позволят достичь высшей степени автоматизации и полностью заменить человека в производственном процессе. Утратят свой смысл понятия труда и стоимости.
Но этот прогресс отнюдь не обязательно будет использован в интересах человека. Все зависит от того, в чьих руках находятся технологии. Если они находятся в руках правящих кругов таких государств, как США и Япония, то нанотехнологии будут использованы для установления мирового господства. Исследования в области нанотехнологий в этих государствах ведутся прежде всего в интересах министерства обороны. В 2010, а затем в 2018 году американская армия планирует провести качественное перевооружение на базе высоких технологий и резко повысить свою боеспособность.
А в России же в это время Министерство обороны обсуждает проблему: переходить с кирзы на ботинки или не переходить. Но современная война – это война оснащенных по последнему слову техники профессиональных мобильных боевых групп, а не толп людей. Такая армия может подавлять только внутренние бунты, разгонять демонстрации и тому подобное. Все это наглядно показывает, какие цели у нынешней российской власти.
Высокие технологии полностью безразличны для властей России. Можно привести такой наглядный пример: для сельских школ в рамках реализации программы «Электронная Россия» были закуплены спутниковые «тарелки» для подключения к сети Интернет. Но поскольку эта система может принимать только входящий трафик, а для исходящего трафика необходима телефонная связь, которая в сельской местности развита слабо или не развита вовсе, то «тарелки» были выброшены, складированы где попало; имеют место даже случаи, когда они использовались в качестве корыта для кормления свиней. Закупочная цена каждой «тарелки» составила порядка 40000 долларов.
Исследования в области нанотехнологий в нашей стране правительством не продвигаются, министерства и ведомства к этой проблеме безразличны. В будущем мире будут господствовать те страны, которые активно разрабатывают свои нанотехнологии. США, Япония, Китай, Евросоюз в этой области подмяли все под себя. А у нас практически нет людей, которые могли бы что-то сделать – все, кто мог, давно уехал.
Поэтому мы, группа энтузиастов, решили исправить ситуацию в нашей стране в сфере нанотехнологий, не надеясь на помощь властей. Все предложения, адресованные им, не нашли абсолютно никакой поддержки. Поэтому мы начали собирать вокруг себя молодых ученых с их проектами по нанотехнологиям. Пока таких со всей страны набралось немного, но это только начало.
Наша страна должна иметь свою собственную высокотехнологичную производственную базу. Вот, например, Академия Наук предлагает закупить за границей линию по производству полупроводников. Но завтра нам перестанут поставлять кремниевые кристаллы, другие материалы, без которых невозможно это производство. Наше правительство ведет курс на зависимость от стран Запада, мы же должны стремиться к технологической независимости.
Мы начали с популяризации нанотехнологий – написали и издали книгу «Нанотехнологии для всех», что должно послужить средством привлечения людей, которые заинтересовались бы этим делом. Прежде всего мы работаем с молодежью. Мы начинаем вести свои проекты. На сегодняшний день мы ведем свои исследования по нанопокрытиям, нанотрубкам – такие материалы являются особо прочными. Есть ряд проектов для промышленного производства – нанолазеры, наносенсоры, нейропротезы. Также разворачиваем свою торговлю.
– Что вы делаете для того, чтобы создать альтернативу зарубежному производству?
– Для своих изделий мы создали торговую марку «Наномаркет». Сейчас под этой маркой мы активно заменяем ряд зарубежных товаров на отечественные аналоги. Наша продукция должна быть конкурентоспособной, несмотря на четкую установку властей – горячо поддерживать отечественные начинания в области нанотехнологий... на словах.
Все утверждения официальных лиц, что мы будто бы опережаем мир в области нанотехнологий на целое поколение, – неправда. Более того, это прямое вредительство. Наше зависимое руководство, ориентированное на Запад, всегда выступало против технологической самостоятельности. Для Запада и тех, кто выполняет их волю здесь, разработка российских нанотехнологий – все равно, что если бы, скажем, администрация Вологодской области начала производить собственное ядерное оружие. Для России четко определена ниша в мировом разделении обязанностей – быть сырьевым придатком для развитых стран. Запад в «благодарность» за это обеспечивает безопасность. А высокие технологии могут разрабатываться только в «развитых» странах. Поэтому исследования в этой области могут осуществляться в России только частным порядком.
Наша ближайшая задача – найти людей, которые хотели бы работать в этом направлении. Мы готовы им предоставить оборудование, информационную поддержку. Самое важное, мы готовы им платить.
– А нужно ли для этого дорогостоящее оборудование?
– Эта отрасль прежде всего «человекоемкая». А утверждение о том, что для этого нужно очень сложное и дорогое оборудование, – миф. Мы разработали универсальную платформу для производства оборудования. Устройства, с которыми мы работаем, сопрягаются с обычными компьютерами. Такой подход позволяет объединять любые приборы, чтобы люди могли сами создавать нужное им для конкретной задачи оборудование.
Для того, чтобы успешно работать в этой области, надо быть ученым-практиком. Сейчас расплодилось много кафедр по нанотехнологиям, но там ничего не делается, просто добавили приставку «нано» и получают гранты, пишут отчеты.
Мы провели два конкурса проектов по нанотехнологиям, скоро будет третий. Все это мы делаем, чтобы привлечь людей, готовых сотрудничать. Очередной конкурс будет ориентирован на то, чтобы создать условия для возвращения из-за рубежа тех, кто к этому готов морально. Наши стремления собственную нанотехнологическую отрасль вызывают на Западе серьезную озабоченность – мол, опять «злые русские хотят напасть».
Утверждают, что на эти исследования нужны миллиарды долларов – а мы их проводим здесь. Мы многие вещи делаем быстро и качественно, способны успешно конкурировать на рынках. Например, американский одноканальный цифровой термостат стоит 7000 рублей, а российский, восьмиканальный, с гораздо более высокой точностью, стоит 4000 рублей. Есть достижения и в области производства станков точной механики. В общем, дело постепенно начинает возрождаться.
Многие упрекают нас за то, что наша компания имеет патриотическую направленность – сейчас, мол, идет глобализация. Но нас не устраивает место России в международном разделении труда, и, кроме того, мы обращаем внимание на то, что на Западе информация по этому направлению скрывается, а она должна быть открыта для всех. Мы считаем выбор между бегством за рубеж и отчаянием на Родине – искусственным. На самом деле, есть еще одна альтернатива – борьба. Одностороннее подчинение Западу или Востоку или кому бы то ни было, принесение своих интересов в жертву его развития, абсолютно неприемлемо.
– Какие перспективы развития средств производства ты мог бы обозначить?
– Лет через пятнадцать развитие средств производства достигнет такого технологического уровня, что они смогут практически полностью заменить человека там, где он трудится сейчас. Труд человека будет все меньше и меньше востребован, расплодится много бездельников. По прогнозам, в 2012 году появятся компьютеры, по своим способностям сравнимые с умственными способностями среднего человека. И они будут стоить всего 1000 долларов. Это позволит автоматизировать 90 процентов рабочих мест – что означает массовые увольнения. Такое развитие событий приведет к кризису капиталистического общества. Люди не будут получать зарплату – следовательно, упадет покупательная способность населения, поэтому для них ничего не будут производить. Таким образом, потребительские товары производиться не будут. Единственный промышленный продукт, который будет иметь спрос, – это оружие. Автоматические заводы будут делать оборонную продукцию по заказу государства. Установится диктатура, которая будет управлять населением исключительно внеэкономическими методами. Фактически при таком подходе правителям население не будет нужно, поэтому его теми или иными способами постараются сократить. Ведь оставшееся без работы и средств к существованию население, сознающее, что оно не нужно, будет восставать, грызться за власть.
При любом раскладе Россия для Запада останется врагом, наша территория будет для него нужна только в качестве источника ресурсов.
Единственный шанс для нас – дать асимметричный ответ. Некоторую аналогию можно провести с действиями партизан во время Великой Отечественной войны. Это распределенное поражающее воздействие, рой шершней против монстра. Второй принцип – каскадная атака, когда первоначальное воздействие служит спусковым механизмом для цепи последовательных воздействий, которые могут происходить уже без участия инициаторов. Здесь нужен точный анализ и предварительное моделирование развития событий.
США никогда не уйдут из Ирака. Из Вьетнама они ушли только потому, что за его спиной стоял СССР. Войну эффективно можно вести только на территории США. Здесь не имеется в виду терроризм, воздействующий на общественное сознание. Мнение, что общественное мнение будто бы влияет на решения властей, является ошибочным. Чем больше человек вытесняется из производства, тем меньше он решает. Здесь речь идет об ударах по центрам управления противника. Терроризм и диверсии – не одно и то же. Когда противостояние войдет в горячую фазу, надо быть готовым к такому развитию событий.
– Каковы вообще перспективы развития нанотехнологий? Когда стоит ожидать появления универсальных нанороботов, способных создавать любые предметы из «подножного» материала?
– Устройства, способные управлять обрабатываемым материалом на атомном уровне, появятся нескоро. Пока в понятие «нанотехнологии» вкладывается работа по изменению свойств материала на «наноуровне», но однородно. Это нанопокрытия, нанопорошки. Это фотонные кристаллы – основа компьютеров нового поколения. Для сложного манипулирования веществом разрабатываются программируемые универсальные микророботы. Пока они имеют размер порядка сантиметров, но их размер будет постепенно уменьшаться. Элементами производственной системы будущего также будут, например, трехмерные принтеры. Нанофабрики – следующий шаг эволюции производства. Вообще, через пятнадцать лет нанотехнологии прочно войдут в нашу жизнь, и сложно будет найти товар, изготовленный без их применения.
– Что необходимо делать сейчас для прогресса общества, для того, чтобы новые технологии служили всем людям, а не только правящей элите?
– Нужна новая форма организации общества. Сейчас технологии достигли такого уровня совершенства, что небольшие организации могут обладать функциями целого государства. Здесь все зависит от людей. Нужно помимо государства развивать новые технологии, вовлекая в этот процесс людей, желающих заниматься перспективными исследованиями. Необходимо создавать независимые исследовательские центры, сообщества разработчиков новых технологий, прокладывать свои информационные и деловые связи. То есть создавать альтернативное общество, обладающее степенью самодостаточности, необходимой для успешного и динамичного независимого развития. С течением времени развитие такой сети сделает ненужным государство – во всяком случае, оно лишится опоры в обществе. Как сказал один мудрый человек, «Государство существует не потому, что оно нужно, а потому, что его пока трудно прогнать».
– Писатель Иван Ефремов в романе «Час Быка» сказал: «Приспеет время, и пирамида рухнет, но только тогда, когда внизу накопятся силы, способные на организацию иного общества».
– Абсолютно верно. И наша задача – всем вместе построить более прогрессивную по сравнению с государством (не только российским) систему регулирования общественных отношений – тогда уже можно будет говорить о настоящей революции.
Александр Оликевич
Дата опубликования: 04.12.2007