Возьмем более конкретную тему и попытаемся найти способ уже сейчас чем-то улучшить образование.
Как все знают, ЕГЭ сдается повсеместно и сделан он, якобы, для упрощения схемы поступления в вузы. Я так не считаю - удобно всем стало чисто технически. А мучать детей продолжают! И, честно говоря, знаний, по-настоящему важных для жизни, практически не прибавляется и целенаправленного развития личности не происходит.
Сейчас ребят уже начиная со средней школы пугают ЕГЭ А класса с 9-го во всю натаскивают на его успешное "сдатие". И получается, что не учеба и развитие, а сплошное натаскивание! В результате выходит, что большинство ребят заканчивают школу не мыслящими, вольными, творческими Личностями, уже знающими, что будут делать в Жизни и для Жизни, а в основном апатичными, уставшими, ничего не желающими делать, "посредственными одинаковостями"...
Я работаю с абитуриентами и вижу, что, по большей части, это так, пусть они не обижаются Да, есть те, кто хорошо справляются, стараются, все делают... А надо ли вам попусту тратить половину своего времени на механическое зазубривание, вместо Развития и проектирования своей дальнейшей Жизни?!
Я согласна, что у ЕГЭ есть определенные плюсы по сравнению с бывшей системой выпускно-вступительных экзаменов:
Стандартность схемы - очень удобно по всей стране готовить задания, натаскивать учеников на стандартный уровень знаний, чтобы хоть что-то знали, и удобно проверять по шаблону, так сказать. И даже немножко остается для смекалки и творчества - в части C, что хоть как-то дает шанс проявить свои способности.
Повышение общего уровня знаний - человек хоть чего-нибудь да запомнит, пока по сотне тестов тренировочных сделает, а это большая честь стране, что у нас почти нету таких, которые совсем ничего не знают. Таким образом, у нас есть минимальный общероссийский уровень образования. Пока, вроде, удовлетворительно-хороший.
Облегченный вариант поступления в вузы - раньше сдавали в два раза больше экзаменов: сначала выпускные в школе, потом еще и вступительные в вуз. Это в два раза больше нервов, зубрежки, усталости. А теперь написал один раз ЕГЭ и все, можешь свои результаты подавать в разные вузы и смотреть, где пройдешь, не парясь дополнительно. Это если довольно хорошо сдал...
Побежденная коррупция - все засекречено, никто не знает заданий заранее, не может схитрить, получить взяток и т.д. Да, по сравнению с системой стандартных выпускно-вступительных экзаменов - это более чистая система.
Объективность - да, результаты оценивает машина, что дает более объективную картину, нежели прием экзаменов людьми - ведь каждый человек оценивает по-своему (кто-то более объктивно, кто-то менее или как умеет).
Контроль за уровнем образования - министерство образования по результатам ЕГЭ четко знает, сколько баллов получают ученики в среднем, и может говорить о повышении или понижении уровня образования.
НО! есть, конечно, и минусы:
Упрощение и усреднение - всех под одну гребенку, быстрей-быстрей, лишь бы хоть на тройку сдали ЕГЭ (некогда особо разглядывать, у кого какие способности, таланты, особенности). На четверку-пятерку - просто замечательно!
Поверхностность знаний - вряд ли ребята хотя бы еще 2-3 года помнят то, что зазубривали для ЕГЭ и дальше в жизни не использовали (так же часто было и с выпускными экзаменами). Глубиной знаний, творческим подходом, опять же, по большей части, заниматься некогда.
Та же коррупция - все равно можно найти способ взломать базу данных ЕГЭ (это уже несколько раз случалось), как-то подкупить тех, кто составляет задания или наблюдает за процессом ЕГЭ (слышала, что такое тоже было) - да и вообще, лазейку всегда можно найти, если есть зачем.
Несоответствие уровню - ох, как сильно расходится уровень знаний и навыков, необходимый для успешной учебы в вузе, и уровень знаний и навыков, полученных в школе! В некоторых вузах даже ввели Блок функциональной грамотности - чтобы подтянуть уровень выпускников. И зачастую приходится тратить академические часы на подтягивание тех знаний, которые должны были быть усвоены в школе!
... и так далее.
Каждый может назвать много и плюсов, и минусов. Эта тема не совсем для этого. Хотя буду благодарна, если укажете еще плюсы и минусы (лучше с конкретными примерами).
Эта тема для набрасывания идей и предложений, что может заменить ЕГЭ, прежние выпускно-вступительные экзамены и все похожее. Что-то, что действительно давало бы всему школьному курсу цель помогать ученикам развиваться как личностям, раскрывать и реализовывать свои таланты и определиться со своей миссией в Жизни. Уверена, если улучшить эту часть, за ней потянется улучшение и всего образования. Так что начнем с этого.
Особенно важно мне услышать предложения самих старшеклассников и тех, кто сдавал ЕГЭ недавно! Сомневаюсь, что их все замечательно устраивает...
Отредактировано Dia (08-02-2009 14:59:18)